Владимир Короленко в одном из киевских очерков
писал: "Широкая синяя даль, подернутая легкой дымкой, луча, излучина
Почайны, и далеко, на самом горизонте, прерывистая лента Днепра..."
("На Лукьяновке", 1913 г.). Уникальность этих строк заключалась в том,
что автор упоминает о руслах двух разных водных артерий, хотя на самом
деле летописной речки, в которой происходило Крещение Руси, к тому
времени уже не существовало.Сегодня только лишь улица Почайнинская на
Подоле напоминает о том, что здесь некогда протекал священный источник.
Николай Закревский называл его "Русским
Иорданом" и подчеркивает: "Был в старину через Почайну и Днепр перевоз,
называемый Киевом", ("Летопись и описание города Киева", 1858 г.).
Следует понимать, что две реки параллельно несли свои воды на юг, тем
более, что Михаил Максимович в "Обозрении Старого Киева" (1839 г.)
уточняет: "Почайна протекала возле Рождественской церкви (сейчас ее
восстанавливают на Почтовой площади) еще в 1700 году, что видно, между
прочим, из царской грамоты, в сем году данной Михайловскому
монастырю".Все точки над "i" в расположении "Русского Иордана" по
отношению к руслу древнего Славутича ставит Иван Фундуклей. "Еще в
XVIII столетии, -- пишет историк, -- Почайна составляла довольно
глубокую речку, протекавшую у самого Подола. От Днепра отделялась она
узкою земляною косою, которая во время разлития Днепра покрывалась
им... Этою разделительною косою объясняется несогласие наших летописцев
в том, что одни место крещения народа назначают в Почайне, а другие в
Днепре". Действительно, песчаная коса, разделяющая русла двух рек,
существовала почти до середины XVIII века и заканчивалась на уровне
того места, где сейчас возвышается памятник Магдебургскому праву.
В этой речке воды Почайны и Днепра сливались
воедино.Но случилось непоправимое. Об этом в "Истории города Киева"
(1799 г.) сообщает Максим Берлинский: "Отправляемые казенные баржи с
разными воинскими припасами вниз по Днепру обыкновенно для тиховодия
заводимы были в вершину Почайны и причаливаемы были в том месте к
деревянным срубам... Для сокращения к сей пристани водного пути
прокопан был иждивлением городским прямо от днепровского поворота по
песчаному грунту судоходный канал, и сим образом Днепр не только
поглотил Почайну, смыв оставшийся остров, но и знатную часть Подола
истребил".Правда, и в XIX веке кое-где всплывали на поверхности цепочки
мелких островков, а на оболонских лугах проступала речная гладь.
"Почайна недалеко от гавани поблескивает
желтым цветом, словно зеркало, брошенное за Подолом," -- писал Иван
Нечуй-Левицкий.Что касается улицы, названной в честь летописной реки,
то еще в начале прошлого столетия она называлась Почаевской, что
естественно, вызывает ассоциации с Почаевом на Тернопольщине и с его
Свято-Успенской лаврой. Согласно преданию, этот монастырь основали
монахи Киево-Печерской обители, бежавшие после разорения стольного
града ордами Батыя в 1240 году. Поэтому не исключается, что корни
старославянского слова "почин" и украинского "починати" ("початок"),
обозначающие в сущности одно и то же, и легли в основу этих названий. В
первом случае -- начало эры христианства на территории языческой Руси,
во втором -- начало созидания утраченной духовности.В великокняжеские
времена гавань Почайны была переполнена судами. Здесь можно было
встретить купцов и дипломатов из всех крупнейших государств Европы,
следовавших по знаменитому торговому "пути из варяг в греки".
Недаром, когда к княгине Ольге прибыли послы
из Византии и напомнили ей об обещании прислать меха, воск и воинов в
помощь, Ольга ответила: "Передайте императору: "Если ты так же постоишь
у меня на Почайне, как я в Суду, то тогда я тебе дам". Княгиня была
очень недовольна долгим ожиданием в константинопольской гавани во время
своего визита к Константину Багрянородному.Сегодня на месте золоченых
лугов, где некогда петляла восьмикилометровая Почайна, раскинулся
гигантский жилой массив. Порою люди и не догадываются, что ходят по
своей древней истории и не ведают о драме судьбоносной реки, образ
которой удачно использовала поэтесса Лина Костенко в одном из своих
стихотворений: "Мені відкрилась істина печальна: життя зникає, як ріка
Почайна..."
Дмитрий ЛАВРОВ для "Сегодня"
|